Снижение объемов продаж, убытки в перевозках и отрицательная маржа. Ситуация в транспортной отрасли критическая...

Понижение продаж и старение автопар: итоги пресс-конференции ассоциации РОАД 4 декабря в Москве состоялась пресс-конференция ассоциации РОАД, на которой обсудили проблемы легкого коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев указал на резкое сокращение числа среднетоннажных автомобилей (MCV), которое продолжается уже более десяти лет. С 2016 года по 2025 год общее количество таких машин на дорогах снизилось с 2,3 миллионов до 1,727 миллионов, что составляет 25%. Об этом также говорит увеличивающийся средний возраст таких автомобилей — он достиг 28 лет. На конференции Максим Шишко из "Глобал трак сервис" представил анализ ситуации на рынке тяжелой техники, подчеркнув, что доля китайских компаний теперь составляет 53%, снизившись с 60%, в то время как российские производители улучшили свои позиции с 28% до 38%. Однако общее количество сделок сократилось почти вдвое, и прогноз на 2025 год предполагает всего 46 тысяч сделок для сегмента тяжелых грузовиков. Только кризисы 2009, 2014 и 2015 годов показывали подобные результаты. В 2023 году на российском рынке было зафиксировано 125,7 тысячи продаж тяжелых грузовиков, однако наличие избытка автомобилей на складах создает трудности для участников рынка. Объем продаж продукций стал снижаться, и многие компании начали реализовывать технику в убыток, что только усугубляет ситуацию. В то же время запасы китайских машин, произведенных по российским требованиям, снова накапливаются на складах. Ключевые китайские игроки стали функционировать в условиях отрицательной маржи, что усложняет жизнь как производителям, так и перевозчикам. Из-за недостатка средств у перевозчиков кроме обновления автопар, усиливается проблема с нереализованными автомобилями. По мнению участников конференции, в лучшем случае сегмент HCV ниже ожидает примерно 4 тысячи продаж в месяц, в то время как в текущем году эта цифра составила 10 тысяч. Улучшение ситуации возможно только при изменении политической ситуации в стране. На сегодняшний день лидерство на рынке HCV удерживает КАМАЗ, с 12,6 тысячи проданных автомобилей и долей 30,1%. На следующих позициях — Sitrak, Shacman и FAW, а российские производители, такие как Ural и Valdai, остаются на вторых ролях.